Проверено на себе

Может ли звонок на "горячую линию" психологической помощи спасти от суицида?

Регина МАРГАРЯН

© AP

Специалисты "горячих линий" психологической помощи бьют тревогу — количество звонков от тех, кто столкнулся с проблемами и решил свести счеты с жизнью, в последнее время увеличилось сразу в несколько раз. Редакция "Экспресс К" решила проверить, насколько эффективны эти телефонные номера. И может ли общение с психологом хоть как-то повлиять на отчаявшегося человека.

Если вбить в поисковик: "мне нужна бесплатная психологическая помощь", Сеть выдаст совсем немного ссылок с номерами "горячих линий". Среди них: 111 — круглосуточный телефон доверия в Казахстане, 1414 — колл-центр, 150 — телефон доверия.

Несмотря на то что корреспондент нашей редакции не испытывает душевных терзаний, проверить, как работает одна из линий, мы все же решили. На звонок по номеру 150 доброжелательным голосом ответил психолог, представившаяся Шолпан.

— Здравствуйте, чем я могу вам помочь?

— Мне нужна психологическая помощь.

— Расскажите, пожалуйста, что у вас произошло. Как можно подробнее за последние два-три месяца.

Надо отметить, что в разговоре сложилось впечатление, что Шолпан искренне интересно все, о чем ей рассказывали. Она уточняла детали, по ходу задавала вопросы, а если повисала неловкая пауза, Шолпан спокойным голосом говорила:

— Та-а-ак, вы можете доверить мне все, что хотите сказать. Продолжайте, не останавливайтесь.

Очень скоро разговор исчерпал себя, но хотелось бы побеседовать с Шолпан в другой раз, когда действительно нужна будет поддержка, но никого не окажется рядом? Однозначно — да.

Бесплатный телефон доверия с коротким номером 150 работает круглосуточно. В месяц туда поступает около 20 тысяч звонков со всего Казахстана. Анонимно люди рассказывают профессиональным психологам о своих проблемах, а также могут сигнализировать о конфликтах в семьях соседей и знакомых.

По-хорошему подобные линии доверия должны быть в каждом регионе, но это зависит от желания и возможности местных исполнительных органов их финансировать.

Например, Павлодарской области повезло. "Горячая линия" бесплатной психологической помощи работает при кризисном центре. Но на линию по номерам: 67-31-31, 8 (800) 080-34-34 звонят со всей страны.

— За все время, что я работаю психологом на "горячей линии", ни разу не было такого случая, что мы с человеком поговорили, а он: "Все, до свидания, я пошел вешаться". Как правило, людям нужно поделиться наболевшим, нужно, чтобы их выслушали. Они хотят общения, умирать на самом деле никто не хочет. Да и, если честно, сам звонок — это уже сигнал: "Я не хочу умирать, мне нужно выговориться", — рассказала Светлана СТОЛЯРЕВСКАЯ, врач-психолог, заведующая кризисным центром Павлодарской области.

Есть и те, кому просто выговориться не помогает. При павлодарском центре есть "кризисные койки". Если человек в состоянии депрессии и ему явно нужна помощь медикаментами, то его направляют туда. В год таких случаев бывает 15—20.

Правда, информационная поддержка подобных линий практически никакая. В СМИ по госзаказу и без него на эту тему предпочитают молчать. А сами операторы линий констатируют, что спрос на их услуги вырос. Звонков от людей, которые оказались в тупиковой ситуации, в последнее время стало значительно больше.

Количество суицидальных звонков выросло. В день бывает по два-три звонка. Мы говорим не о позерах, а о серьезных случаях. Причины самые разные, но чаще всего людям нечем платить кредиты, они не знают, как прокормить детей. Пандемия дает о себе знать,

— рассказала координатор "горячей линии" 150.

Напомним, что в Казахстане не прекращается череда самоубийств.

Одно из последних — в Семее девушка 2000 года рождения выпрыгнула из окна.

А в Алматы молодой парень выпрыгнул с 10-го этажа с петлей на шее.

Один из громких суицидов за последнее время — самоубийство женщины, которая выбросилась с 9-го этажа с тремя детьми.

    Рекомендуем

    Пиксель для количества просмотров