ЭКСПО: всемирное наследие зодчества

Ильяс ОМАРОВ

В преддверии старта ЭКСПО-2017 мы предлагаем ознакомиться с наиболее яркими архитектурными сооружениями, которые по-праву составляют «золотое» наследие зодчества всемирных выставок ЭКСПО.













Всего 44 дня отделяет нас до старта международной специализированной выставки ЭКСПО-2017, которая пройдет в Астане. Планируется, что в течение трех месяцев – с 10 июня по 10 сентября – ЭКСПО примет более 100 стран-участниц и 10 международных организаций. Она пройдет под лозунгом «Энергия будущего» и осветит одну из самых актуальных тем, волнующих мировое сообщество, – альтернативные источники энергии и «зеленые» технологии.

В настоящее время почти готов к использованию многофункциональный комплекс ЭКСПО-2017, который станет главным сооружением выставки. В его центре будет находиться здание в виде водяного шара, символизирующего биосферу. Основным источником альтернативной энергии для комплекса будет солнечная.

Планируется, что после проведения выставки «Биосфера» превратится в гигантскую научную лабораторию. Проработана концепция послевыставочного использования объектов. Это должен быть самодостаточный городской район, который гармонично вольется в облик Астаны, объединяя научно-технологические и культурные объекты, окруженные открытыми пространствами и жилыми комплексами, торговыми, досуговыми и бизнес-объектами. Словом, они должны оставить достойное наследие, как это и было с предыдущими международными выставками за более чем их полуторовековую историю.

В преддверии старта ЭКСПО-2017 мы предлагаем ознакомиться с наиболее яркими архитектурными сооружениями, которые по-праву составляют «золотое» наследие зодчества всемирных выставок ЭКСПО.

Итак, начнем в хронологическом порядке.


Хрустальный дворец, Лондон, Великобритания

Хрустальный дворец был построен под руководством Джозефа Пакстона в лондонском Гайд-парке к открытию 1-й Всемирной выстовки 1851 года. Этот первый в мире объект в стиле хай-тек был возведен всего за шесть месяцев благодаря применению новаторской технологии комбинирования стекла и металла. Выставочный зал площадью свыше 90 000 м², протяженностью 564 м и высотой 33 м вмещал до 14 000 посетителей. После выставки дворец был разобран и перенесен в южное лондонское предместье Сайденхем-Хилл, но в 1936 году был уничтожен пожаром, после чего не восстанавливался.


Здание Королевской выставки, Мельбурн, Австралия

Здание Королевской выставки было спроектировано Джезефом Ридом для проведения Всемирной выставки 1880 года в Мельбурне, в парке Карлтон-Гарденз недалеко от делового центра города. Оно состоит из Большого зала площадью более 12 000 м² и множества более мелких помещений и объединяет архитектурные элементы византийского, романского, ломбардского стилей и итальянского Возрождения. Здание Королевской выставки стало первым в Австралии, которому был присвоен статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас в нем проводятся автомобильные и цветочные выставки, школьные и университетские экзамены, рок-концерты.


Мост Алектсандра III, Париж, Франция

Накануне Всемирной выставки 1900 года в Париже был построен один из самых красивых мостов города, перекинутый через Сену. Одноарочный мост символизирует дружбу между Францией и Россией. Его длина составляет 160 м, ширина – 40 м. Высота моста не превышает 6 м. чтобы не заслонять панорамы по обе стороны реки. Первый камень в основание моста заложил сын Александра III Николай II. Авторы моста – инженеры Жан Резаль и Амадей Альби, архитекторы – Кассьен-Бернар и Кузен. Мост богато декорирован скульптурами пегасов, херувимов, духов воды, нимф Сены и Невы, золотыми гербами Франции и России, и фонарями.


Национальный дворец, Барселона, Испания

Национальный дворец был построен архитекторами Педро Кендоя Оскоз и Энриком Катала-и-Катала на территории парка Монжуик для Всемирной выставки 1929 года в Барселоне. Это громадное величественное здание в стиле необарокко было посвящено искусству графики и занимало более 30 000 м². В 1932 году дворец был расширен и перепланирован. Сегодня эта жемчужина архитектуры столицы Каталонии является Национальным художественным музеем, где хранятся более 5 000 произведений испанского искусства: коллекции фресок, картины в стилях готика, классика, барокко и ренессанс. Самые ранние экспонаты датируются 1888 годом.


Рабочий и колхозница, Париж, Франция

Монумент «Рабочий и колхозница» создан скульптором Верой Мухиной по проекту архитектура Бориса Иофана для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Готовая скульптура весила 75 тонн. Для транспортировки в Париж ее разобрали более чем на 65 частей и погрузили детали в 28 вагонов спецпоезда. «Рабочий и колхозница» оценивалась в то время как «величайшее произведение скульптуры ХХ века». При перевозке из Парижа в Москву монумент был поврежден, после чего изготовлен вновь и установлен перед Северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.


Атомиум, Брюссель, Бельгия

Атомиум был создан к Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе инженером Андре Ватеркейком и архитекторами Андре и Мишелем Полаки и до нынешнего времени очень интересен посетителям. Сооружение представляет собой модель молекулы железа, увеличенной в 165 миллиардов раз. Оно символизирует научный прогресс и мирное использование атомной энергии. Конструкция высотой 102 м состоит из девяти 18-метровых сфер и двадцати соединительных труб. Шесть сфер доступны для посещения. Внутри располагаются эскалаторы и соединительные коридоры, а в центральной части – скоростной лифт.


Космическая игла, Сиэтл, США

Башня «Космическая игла» была создана архитектором Джоном Грэмом к Всемирной выставке 1962 года в Сиэле. Сооружение, являющееся архитектурной фантазией космического века, который в-принципе начался годом ранее с первого запуска в космос человека с космодрома «Байконур»,  стало одним из символов города. Башня напоминает НЛО – на тонкой «ноге» укреплена круглая широкая часть, похожая на летающую тарелку. Несмотря на кажущуюся хрупкость, башня высотой 184 м может выдерживать землетрясения и ураганы. Ее особенностью является находящаяся на высоте 159 м обзорная площадка, с которой виден не только центр Сиэтла, но и Каскадные горы, вулкан Рейнир, залив Элиот и окружающие острова.


Хабитат, Монреаль, Канада

Хабитат – жилой комплекс, который был спроектирован архитектором Моше Сафди к Всемирной выставке 1967 года в Монреале. Основной этого строения является модуль в виде куба. Всего в комплексе 354 куба, поставленных друг на друга в хаотичном порядке, в которых насчитывается 146 квартир самых размеров и конфигураций. Такое расположение является одним из способов перенесения преимуществ пригорода в город. Оно позволяет присоединить к жилищному пространству сад, который находится на крыше нижней квартиры, и дает возможность обеспечить жилые помещения большим количеством солнечного света.


Башня Солнца, Осака, Япония

Таинственная «Башня Солнца» художника-авангардиста Тааро Окамото была возведена для Всемирной выставки 1970 года в Осаке. 70-метровая башня напоминает потустороннее существо и имеет три лица. Золотистое лицо на ее вершине представляет будущее. Сегментированное лицо на передней стороне отождествляет собой настоящее, а зловещее на обратной – прошлое. «Башню Солнца» украшают два 24-метровых крыла. Во время выставки внутри нее находились высокая скульптура «Дерево жизни» со свисающими меньшими скульптурами, символизирующими зарождение и эволюцию жизни.


Экспо-крыша, Ганновер, Германия

Экспо-крыша построна по проекту архитектора Томаса Херцога для всемирной выставки 2000 года в Ганновере. Она представляет собой деревянную конструкцию из 10 соединенных зонтов общей площадью 16 000 м². Каждый зонт объединяет четыре сектора сетчатого каркаса из древесины, изогнутых по форме листа растения. Синтетическое покрытие крыши собирает воду во время дождей и направляет ее внутрь опор, при этом пропускает дневной свет и одновременно защищает от солнечного излучения. Повторение природного шедевра в таких масштабах сделало Экспо-крышу одним из главных украшений выставки.


Павильон Арагона, Сарагоса, Испания

Необычное здание Арагона было построено в Сарагосе к Всемирной выставке 2008 года и являлось павильоном правительства автономного сообщества Арагон. Оно выполнено из стекла и стали по принципу плетение корзин. По замыслу авторов – приверженцев стиля хай-тек, это сооружение должно было отражать глубокий след, оставленный на территории Сарагосы пятью древними цивилизациями. Экспозиции павильона рассказывали об истории воды и о том, как люди учились управлять водными ресурсами на планете Земля. После выставки павильон Арагона передан под штаб-квартиру Министерства образования.


Большое О, Есу, Республика Корея  

К всемирной выставке 2012 года в Корее была выделена зона «Большое О» – вытянутая овалом часть бухты Есу. Обозначение «О» символично, так как является первой буквой английского слова «ocean» (океан), что отражает морскую тематику выставки. В центре расзместилась большая плавучая платформа-сцена, а за ней масштабная установка, выполненная в форме огромной «О». На сцене проводились самые крупные мероприятия выставки, включая церемонии открытия и закрытия, концерты и другие представления. Здесь же организовывалось все зрелищное наполнение выставки: световые и лазерные шоу, и фейерверки.


Биосфера, Астана, Казахстан

Согласитесь, что не все знали о том, что упомянутые выше архитектурные объекты, которое давно и по праву вошли во всемирное наследие мирового зодчества, были приготовлены к международным выставкам ЭКСПО. Ведь многие их из них давно ассоциируются с городами проведения этих выставок. И конечно же, не счесть, какой экономический эффект принесли эти объекты ЭКСПО.  

Есть все основания полагать, что и объекты международной выставки 2017 года в Астане ждет такая же участь.

Рекомендуем

Пиксель для количества просмотров