Безопасность

Капсула смерти: мифы и правда про безопасность китайских авто

Николай ИВАЩЕНКО

© automation

Хотя автопром Поднебесной за последнее десятилетие сделал колоссальный рывок, стереотипы продолжают преследовать его продукцию. Бытует мнение, что китайские машины не слишком надежны, а главное — не очень безопасны в случае ДТП. Так это или нет, разбирался Экспресс К.

В целом защищенность водителя и пассажиров автомобиля сегодня оценивается по системам активной и пассивной безопасности. К активным системам относится все, что призвано предотвратить столкновение, — антиблокировочная система тормозов, система стабилизации и так далее.

Пассивные системы — то, что защищает нас тогда, когда удар уже произошел: подушки и ремни безопасности, размыкатели электрических цепей, зоны кузова с программируемой деформацией… Если активную безопасность авто исследуют ходовыми испытаниями, то лучшей проверкой пассивной защиты является краш-тест — разбивание машины о препятствие, моделирующее серьезное ДТП.

Вернемся к "китайцам". Вообще, легенды про китайские "капсулы смерти" на колесах появились вместе с первыми образцами продукции на наших дорогах. Уж больно хлипко они выглядели. И краш-тесты подтверждали опасения автолюбителей: например, Chery Amulet стал своеобразным символом небезопасности. На тестах по версии ARCAP (российский журнал "Авторевю") он набрал всего 1,7 балла из 16 возможных.

Кузов, сваренный из некачественного металла, сдавило всмятку. Рулевая колонка и педальный узел смяли манекен, заменявший водителя. У пассажиров тоже шансов выжить немного. Стоит ли говорить, что из систем активной безопасности у Amulet была лишь возможность не садиться в эту машину?

Что изменилось?

Однако тот приснопамятный тест проводился в далеком ныне 2007 году. С тех поры китайцы многому научились у заграничных коллег, осознав, что без нормального уровня безопасности внешние авторынки покорить не удастся. Результаты свежих краш-тестов тому подтверждение.

Так, по данным китайского Центра автомобильных технологий и исследований (CATARC), разбивающего машины по методике C-NCAP, у местных машин с безопасностью полный порядок: в десятку самых крепких авто попали пять китайских. Притом первое место занял кроссовер Lynk & Co 02, опередив BMW, Honda и Volkswagen. Результат "Линка" — 95% защиты водителя и пассажиров.

Впрочем, к внутренним китайским тестам в других странах относятся скептически — мол, завышают оценки своим производителям. Обратимся к сведениям Euro NCAP — пожалуй, самой авторитетной методике краш-тестов в мире. И удивимся: по результатам тестов, проводившихся в конце лета 2021 года, тот же Lynk & Co 02 набрал максимальные пять звезд. Компанию ему составил китайский электромобиль Nio ES8 тоже с лучшей оценкой. Для сравнения: тогда же по пять звезд получили Subaru Outback, Toyota Mirai и Audi Q4 e-tron.

Правда, не стоит думать, что все так идеально. Двумя годами раньше Euro NCAP разбил китайский кроссовер Aiways U5. Набрал он всего три звезды. Нарекания европейских специалистов вызвала безопасность пассажиров-детей и пешеходов.

Все упомянутые китайские модели у нас официально не продаются. А те, которые продаются, в Европе не разбивались. Потому придется отталкиваться от китайских данных C-NCAP. Судя по ним, популярные (и производимые) в Казахстане кроссоверы JAC показали себя достойно. Модели S3 и S5 заработали по пять звезд. Аналогичные сведения специалисты из Поднебесной приводят и относительно моделей Chery — Tiggo 4, Tiggo 7 Pro, Tiggo 8.

Также в Китае разбивали хитовый лифтбек JAC J7, но не по методике C-NCAP, а по более жесткой, основанной Китайским институтом страхования (CIASI). Машина получила максимальную оценку по безопасности водителя и пешеходов, итоги после лобового и бокового ударов признали нормальными. Тем не менее всего два балла из шести авто поставили по индексу ударопрочности, который изучает затраты на восстановление после небольшого ДТП.

В корейцев тоже никто не верил...

Как видим, тестовые данные говорят в пользу китайских автопроизводителей. Смогли ли они делом сломать стереотип о небезопасности своих машин? Мнением с Экспресс К поделилась автожурналист и автоэксперт Елена НИКИТЕНКО. По ее словам, китайцы со свойственной им смекалкой сумели позаимствовать нужные технологии, сделав авто гораздо лучше прежних.

"В нашей стране, как и в соседней России, прочно прижились различные предубеждения и стереотипы о ненадежности китайского автопрома. Конечно, этому были свои предпосылки, уходящие корнями к середине 2000-х, когда китайские автопроизводители только выходили на производство мирового масштаба. Но сейчас эти заявления большей частью беспочвенны.

Китай очень серьезно относится к безопасности выпускаемых автомобилей: и тех, что идут на внешние рынки, и тех, что остаются "бегать" по китайским просторам. Они умело заимствуют продвинутые технологии — приобретают патенты, покупают целые автобренды вроде Volvo, чтобы пользоваться всеми благами, вступают в различные коллаборации с производителями электроники.

В стране даже действует система рейтингов безопасности, аналогичная европейской EuroNCAP — C-NCAP, которая достаточно строго проверяет выпускаемые в стране автомобили. Так что время ломать стереотипы", — считает наша собеседница.

В общем, уверена она, нынешние "китайцы" совсем не Chery Amulet. Но над репутацией им все равно придется еще поработать, как когда-то пришлось корейцам: еще 15 лет назад их машины почти никто не хотел покупать, а сейчас Hyundai и KIA — признанные авторитеты мирового рынка…

Читайте новости Экспресс К на нашем канале в Aitu.

    Рекомендуем

    Пиксель для количества просмотров