Электромобиль – роскошь, а не средство передвижения

Виктор САПОЖНИКОВ

Век электрического транспорта был объявлен несколько преждевременно, считают эксперты.

Количество электромобилей в мире растет довольно быстрыми темпами. Их количество уже составляет более 2 миллионов единиц. Однако несмотря на такой, казалось бы, впечатляющий результат, продажи электрокаров идут очень медленно и полностью зависят от государственных субсидий. Почему же электромобильная мечта не торопится сбываться?

Жители мегаполисов давно хотели бы увидеть вместо коптящих машин экологически чистые и практически бесшумные электромобили. И большинство экспертов 7-8 лет назад предсказывали электрическому транспорту триумфальное шествие по миру. По дружному мнению специалистов, уже к 2017 году каждый десятый новый автомобиль в мире должен был быть на электрической тяге. А на деле сегодня продажи электрокаров еле-еле составляет до 1% от общего количество продаваемого транспорта. В чем же проблема? Почему электромобили никак не станут частью нашей повседневной жизни?

Стоимость

То, на что в первую очередь обращает внимание покупатель – это цена. Электромобили сегодня гораздо дороже машин с двигателем внутреннего сгорания. Дело в том, что аккумулятор для электрокара стоит примерно 15-20 тысяч долларов. Не каждый человек готов выложить «в поддержку экологии» такую сумму.

При этом, аккумулятор трудно назвать долговечным. Его ресурс ограничен периодом от 3 до 5 лет, после чего батарею придется менять. То есть, эксплуатация электромобиля получается очень и очень дорогой.

Конечно, стоимость аккумуляторов снижается благодаря развитию технологии, однако внезапно поставщики ресурсов решили подзаработать на модной тенденции. Аргентина, Чили и Австралия – основные поставщики необходимого для производства аккумуляторов лития решили договориться и получить сверхприбыль (капитализм и свободный рынок как-никак). За последние 2-3 года стоимость этого редкоземельного металла постоянно поднимается и уже выросла более, чем в 3 раза. 

Мало того, уже постепенно начинает ощущаться дефицит лития. Сейчас страны, на территории которых есть его запасы, намерены увеличить его добычу, однако ждать скорейшего падения цен на этот ресурс пока не приходится.Сегодня многие эксперты приходят к мысли, что на полный переход к электромобилям миру попросту может не хватить ресурсов, особенно лития. Потому, что кроме электромобилей, этот метал используется в накопителях энергии для солнечных и ветровых электростанций, строительство которых очень интенсивно идет по всему миру.

Сегодня есть прогнозы о том, что аккумуляторы подешевеют на 70-80% к 2040 году, но ввиду последних событий в них слабо верится.

Комфорт

Понятно, что для массового появления электромобилей нужна развитая инфраструктура – зарядные и ремонтные станции. Да, постепенно все это появляется, но даже в развитых странах Евросоюза обычную заправку найти гораздо легче, чем электрическую. И люди пока держатся за это удобство. Именно поэтому продажи гибридных автомобилей в несколько раз выше, чем «настоящих» электромобилей.

Технологии

Каждый месяц мы слышим об изобретении очередного чудо-аккумулятора, которые лучше, дешевле, легче и мощней существующих аналогов. Однако любо все эти заверения оборачиваются «пустышкой», либо новые технологии оказываются очень далекими до промышленного внедрения, которое может занять от 2 до 10 лет.

Государственная поддержка

По этим причинам электромобилям пока без государственной поддержки не обойтись. Так, например, Норвегия субсидирует покупку электротранспорта гражданами на общую сумму, равную 0,2% ВВП в год, при том, что на всю свою оборонку страна тратит всего в 7 раз больше. И то, норвежцы стараются смухлевать – вместо «чистых» электромобилей норовят купить гибрид, который спокойно ездит на бензине.

А в Дании, как только государство попыталось сократить субсидии, рынок электрокаров обвалился более, чем наполовину.

Мало того, «экологически сознательные» европейцы практически не берут электромобили в качестве единственной машины для семьи. Как правило, у них в гараже уже стоит парочка обычных бензиновых или дизельных «железных коней».

А где революция?

Таким образом, век электрического транспорта был объявлен несколько преждевременно, считают эксперты. По их мнению, отрасль пока не накопила достаточно недорогих и удобных для потребителя технологий, а также не создала необходимой инфраструктуры. Бесспорно, дело идет. В разработку и создание электротранспорта уже вложены огромные деньги, а люди понимают необходимость экологически чистого транспорта. Однако пока не будут устранены наиболее критические недостатки, электромобили не станут по-настоящему массовыми.

Кроме того, у электрокаров есть очень сильный конкурент – транспорт на водородном топливе. И многие автоконцерны считают, что именно за ним будущее автоиндустрии. У водородного транспорта в данный момент тоже еще очень много недостатков, но шансы на первенство у него тоже весьма неплохие.

Рекомендуем

Пиксель для количества просмотров