Метеориты в Павлодарской области падали редко. Но метко
ЗВЕЗДНАЯ БЫЛЬ

Метеоритная история Павлодарского региона изучена еще весьма слабо. И все же интересных сведений об обстоятельствах падения метеоритов в регионе, начиная с XIX века, собрано немало.

В Метеоритной коллекции Российской академии наук хранится метеорит весом 4,5 килограмма, упавший в 1885 году близ села Ямышево, что в районе Аккулы Павлодарской области. А в 1941 году в одном из советских научных журналов была опубликована статья, в которой этот образец был назван палласитом. Палласиты – это железоникелевые метеориты с вкраплениями кристаллов оливина. В статье утверждалось, что он широко известен в заграничной литературе под именем «Павлодар».

В одном же из современных изданий говорится, что, когда в 1885 году из космоса прилетел этот железный «дар богов» и со свистом шлепнулся близ деревни Ямышево, оказавшиеся рядом пастухи упали на колени и стали молиться.

11 июля 1935 года примерно такой же метеорит упал возле села Николаевка нынешнего Щербактинского района.

В журнале «Метеоритика» в 1941 году была напечатана большая обзорная статья, в которой упоминался этот метеорит под названием «Николаевка». Там рассказывалось, что упал он днем, примерно в три часа по местному времени, на землях колхоза Марс в Николаевском сельсовете.

Падение наблюдалось в направлении с севера на юг, – пишет известный советский исследователь метеоритов Леонид Кулик. – Свидетели отмечают «огненную искру» на слегка облачном небе, «глухой выстрел» и «грохот и треск, раскатившиеся на север». Бывшая на сенокосе группа колхозной молодежи «услышала шум как звук летящего самолета», а спустя некоторое время заметила «падающий в воздухе черный мяч», поднявший затем на земле «большой столб пыли». Прибежав к месту падения, наблюдатели боялись подойти к ямке, опасаясь «брошенной с самолета гранаты»; но потом, минут через 15, из сухой земли с глубины 0,5 метра откопали каменный метеорит, у которого «верхняя сторона» была еще теплой.

Из любопытства от камня отбили кусочек, затем метеорит был брошен. Но находившийся там же ученик третьего класса местной школы Миша Дудкин отнес его домой, потом сдал в колхозную кладовую. Там определили вес метеорита – 4,6 килограмма. Через некоторое время метеорит передали в редакцию районной газеты «Ленинский путь», откуда переслали в редакцию «Известий» для Академии наук СССР.

23 мая 1938 года среди белого дня на бывшую Сенную, а тогда Первомайскую, площадь (сейчас это сквер у монумента Победы в самом центре Павлодара) упал железокаменный метеорит. Общая масса четырех его найденных фрагментов составляла 127,5 грамма. Хранится он в Академии наук России под названием «Павлодар».

Есть кое-какие данные о нем в Государственном архиве Павлодарской области. Как рассказали его сотрудники автору этих строк, в прессе сообщение о падении метеорита в Павлодаре появилось только спустя два месяца – вышла заметка в газете «Большевистский путь», в которой сообщалось, что в окрестностях Павлодара упал метеорит, тотчас же поднятый неким Покидовым. «Для полного изучения упавшего метеорита является важным собрать все его осколки», говорилось в той небольшой заметке.

Известный павлодарский краевед Эрнест Соколкин сообщает, что «в 1938 году близ горсовета упал с неба метеорит, названный метеоритной комиссией Академии наук СССР «Павлодаром» по месту падения». Но ведь это совсем другая часть областного центра! Может, метеоритов было два?

В историческом журнале «Аркона» метеорит «Павлодар» особенно выделили среди казахстанских находок известного российского ученого Петра Драверта. В публикации историка Антонины Казимирчик «Открылась бездна, звезд полна, или Ловец метеоритов» говорится, что действительно были и второй, и третий экземпляры:

С сильным шумом метеорит упал средь бела дня 23 мая 1938 года прямо на городскую площадь около здания горсовета. Второй экземпляр упал также в черте Павлодара, на улице Ленина, напротив здания кинотеатра, и едва не задел идущего вблизи неизвестного гражданина. Собралась толпа. Некоторые храбрецы пытались сразу взять метеорит в руки, но он оказался «настолько горячим, что пришлось некоторое время переждать»… Находку раздробили и забрали себе… члены избирательной комиссии. Только четыре небольших осколка от этого экземпляра, общим весом 2 246 граммов, поступили в Академию наук СССР. Был, по слухам, еще и третий экземпляр, но кто его поднял, неизвестно.

Еще одно падение метеорита зафиксировано в 1962 году на территории совхоза «Ефремовский» в Павлодарском районе. Его вес составлял 21 килограмм. В нем были обнаружены микроскопические частицы алмазов.

Этот метеорит также хранится в Российской академии наук и внесен в реестр Метеоритной коллекции.

Январь 2008 года. В Павлодарской области поднялся шум: очевидцы утверждали, будто вечером 4 января над селом Коктобе Майского района пролетел НЛО – и упал в реку Белая, а на месте падения образовалась огромная прорубь диаметром 15 метров. Но специалисты департамента по ЧС тогда заявили о возможном падении метеорита.

6 января на место происшествия выехала группа сотрудников ДЧС. К этому времени прорубь уже начал сковывать лед. В результате проведенных на месте исследований ни повышения радиационного фона, ни ядовитых веществ обнаружено не было. Ничего подозрительного на дне реки не нашли и водолазы областной водно-спасательной станции.

Между Нур-Султаном и Павлодаром, где течет Селеты, по некоторым геологическим данным, существует одна или две астроблемы. Астроблема – это место падения метеорита, где образуются кратер и его вал. Есть вероятность, что в каньоне и в пойме этой реки существуют древние астроблемы возрастом более полумиллиона лет.

Пиксель для количества просмотров