УАКИ. Часть вторая: потомки шато и онгутов

Марлен ЗИМАНОВ

В ПОИСКАХ КОРНЕЙ КАЗАХСКИХ РОДОВ

Bolatyn eldiń balasy birin biri «Batyr!» der 

По поводу шато историки единогласно признают их тюркскую принадлежность, а вот по поводу их потомков в литературе существуют разные точки зрения.

По умолчанию приоритетом обладает мнение Л.Н. Гумилева о том, что потомками шато являлись онгуты. Другой исторический авторитет Л.В. Викторова считает шатоскими потомками керейтов Он-хана. В этом разночтении нет «спора за наследство», тем более что оба этноса были связаны родством правящих кланов. Для иллюстрации подчеркнем, что в дальнейшем оба правящих клана получили особые привилегии: и онгуты и керейты были включены в имперскую элиту через брачные союзы. Онгутский клан Алакуша как в создании империи, так в последующем – и в делах империи, так же, как и когда-то выступившие против керейты. И даже сбежавший от династической расправы наследник керейтского Тогрул-хана – Тайбуга получил от самого Чингисхана признание и княжеское достоинство с правом на власть в Западной Сибири.

Вышеуказанные факты подтверждают комплиментарность и определенное династическое родство правящих кланов шатосцев-онгутов и керейтов с кланом Чингисхана. А что до их народов, то и между ними также существовало древнее родство, поскольку большинство народов были конфедеративными объединениями и были связаны между собой теми или иными кланами или родами.

Конфедеративность шато и онгутов

В вышеуказанном межплеменном выборе шатоских наследников между онгутами и керейтами не усматривается особо впечатляющего противоречия, поскольку шато изначально были конфедеративным объединением. А при уходе от тибетского господства шатосцы вследствие жесткого преследования вполне могли разделиться. Кереитская часть отошла в теперешнюю Монголию, а шатоская часть прорвалась к Стене. И это не ново для истории Степи. Задолго до них, но также после поражения фрагментировался на несколько частей и великий имперский народ хунну. Таким же образом расходились разными путями и другие разбитые степные этносы. Вследствие этого можно признать оба вышеприведенных классических мнения правильными и, возможно, даже дополняющими друг друга.

В дополнение к онгутам и керейтам, Кристофер Атвуд считает, что аргун (аргын) тюрков являлся «фрагментом онгутского клана Аргун», а Генри Ховортс полагает, что онгуты были родственны с найманами, поскольку благородное династическое происхождение предводителя онгутов Алакуша Тегина Кури связывает оба племени.

Так что, потомки шато могут быть в нескольких тюркских племенах… Тем более что, как и сами шатосцы изначально, так и наследующие им онгуты являлись конфедеративными формированиями. Это мнение о конфедеративности онгутов подтверждается выводом Маурицио Паолилло о том, что онгутская пограничная стража была «очень сложной этнической общностью, сформированной из иньшаньских татар», древних уйгуров и собственно тюрок-шато, которые в своем первопроисхождении являлись двухсоставным племенем из хуннского рода чуюэ-чигиль и собственно тюркутов. 

Что ж, многие пограничные войска (те же русские казаки) зачастую так и формировались как наборы все новых и новых контингентов, пусть даже и разноплеменных. В связи с этим вопрос о возможной разности гаплогрупп среди потомков онгутов–шато отметаем сразу, поскольку, как засвидетельствовано выше, и шато и онгуты были сложносоставными конфедерациями разноплеменных родов. Причем с учетом двухсоставности шато, их наследники онгуты были уже четырехсоставным объединением.

Кстати, к вопросу об иньшаньских татарах: согласно «Худуд ал-Алам» – «татары есть одно из племен токуз-огузов». Тогда получается, что тюрки: татары, уйгуры и шатосцы, – держались поближе друг к другу и в составе онгутов сформировали пограничные войска империи.

Теперь к дальнейшей судьбе онгутов. Согласно Рашид-ад-Дину Чингисхан присоединил к онгутам племя тикин, считающимся родственным найманам. Это тоже дает основание считать часть найманов также родственными с онгутами. Итак, составляющих родов у онгутов стало уже шесть и практически все – безусловные тюрки. И опять же, тюрки шли к тюркам. И в данном случае неспроста. Была все-таки династическая связь древних родов…

Вопрос о племени тикин заслуживает отдельного рассмотрения благодаря самому своему имени: «тикин»! Забегая вперед, нужно сказать, что, скорее всего они и произошли из найманского государства, но не из правящей династии, а из ее династических конкурентов. Историческая судьба тикинов была не менее сложной, чем у шато, и они тоже являлись династическим осколком древнего каганата.

Тикин – род древнетюркских принцев

Символическим выглядит включение тикинов в состав онгутов тегина Алакуша! И это ведь не простое созвучие имен! Онгутский князь был тегином. Его полное имя Алакуш-тегин-Кури (Алакуш – тюркс. «Пестрая птица»). Он «принадлежал к древнему роду королей тюрков». Так что же отличало тегинов и тикинов?!

Начнем с первоосновы, с термина «тикин» (тигин, текин, тегин). Первым зафиксированным в истории тегином был Культегин, однозначно называемый принцем (князем крови) Древнетюркского каганата. Великий Воитель до самой своей смерти в 731 году воевал и разбил всех врагов каганата. Он был сыном Кутлуг-Эльтериш-кагана и по статусу в Кок-тюркском каганате фактически был равен Бильге-кагану. Итак, тегин – это тюркский династический титул для младших братьев правящего монарха, то есть наследных принцев. Однако само происхождение титула, скорее всего, еще древнее.

Согласно Пуллибленку, по «Хань шу» еще у хуннов был титул, именуемый в китайской транскрипции «ту-ци» – «достойный», «мудрый». Титул «тикин» упоминается у Махмуда Кашгарского в том же значении, что они есть принцы, члены королевской семьи. Согласно Рашид-ад-Дину:

Из племен, близких к найманам и юр­ты коих соприкасались с ними, было племя тикин. У него был государем Кадыр-Буюрук... Царство этого Кадыр-Буюрук-хана и его предков было больше, чем государства Он-хана и Таяна и других царей кереитов и найманов; и они были славнее и почетнее их. По прошествии некоторых времен упомянутые государи стали сильнее, чем они.

Об еще одной генеалогии говорил Абул-Гази в «Родословной туркмен», у которого «Тикин» – имя одного из внуков легендарного Огуз-хана.

Итак, согласно всем четырем летописным указаниям тикин – это род наследников кагана-хана. Отсюда и название «Тегин» – наследный принц.

Что нам должно быть интересно, так это то, что и князь онгутов так и называется «Алакуш-тигин», то есть принц крови!

Все эти факты означают древнее родство и даже династическую преемственность тюркских правящих кланов.

Тикин – род или улус князей?!

Рашид ад-дин говорит о роде тикин, что он – родственен найманам и уйгурам, что обозначает, то есть все они – тюрки. Такое родство есть тюркская цивилизационная особенность, ведь в составе тюркских народов заложены одни и те же роды, и это до сих пор связывает нас. Но в случае с тикинами людей связывало не простое имя, а титульное. Имя-титул «тегин» является династическим и абы кому его самозваное присвоение не простили бы. В Степи знали генеалогии и не позволяли именоваться чужим, тем паче царственным именем. Однако тут целый род получил имя принцев. И это похоже на правду. Но, скорее всего, тикины по имени своему являлись улусом одного из наследных кланов Древнеуйгурского каганата, сохранившимся в период развала государства.

Вкратце история государственной катастрофы такова. Внутри каганата издавна существовала конкуренция племенных федераций. Назовем три основные: тогуз-огузы, сегиз-огузы, «народ шести бегов». Но каганат держался до тех пор, пока не раскололась яглакарская элита. Дошло до открытой фронды армейского главнокомандующего против кагана. И тогда взорвались межплеменные противоречия. Племенные объединения обособились, поднимали восстания и, наконец, началась гражданская война, по итогам которой дряхлеющий каганат развалился. Племенные федерации вышли из-под верховен­ства династии яглакаров, что, собственно говоря, и означало распад государст­венного объединения древних уйгуров.

Стороны конфликта позвали на помощь интервентов, одна сторона – шато, а другая – енисейских киргизов, последние и выиграли, по сути, не межгосударственную, а гражданскую войну. Но выиграли они ее не для «союзников», а для себя. И обе конкурирующие группировки правящего клана остались «не при государственных делах». И правивший клан и клан претендентов эмигрировали в двух направлениях – в Туву и к Тянь-Шаню. Но племена-улусы оставались на своих местах. Один из них и были тикины. Причем, их правящий клан, скорее всего, происходил из династического рода каганата, но относился не к сегиз-огузам, а к проигравшим тогуз-огузам. И былые правители не забывали о своем высокородном происхождении, о чем, кстати, не забыли и другие, в том числе, и Чингисхан.

Итак, о тюркскости тикинов говорит само их происхождение. И вполне возможно, что они возглавлялись кем-то из остававшихся принцев крови.

Кстати, ранее у меня была такая версия, что тикины – из караханидов, что вроде бы согласуется со сведениями Махмуда Кашгарского. Однако после обдумывания вынужденно отказался от этой версии, поскольку караханиды вместе с самим Махмудом аль-Кашгари жестоко резали древних уйгуров и вряд ли те признавали бы своих исконных врагов?! Так что, следует следовать прямому указанию Рашид ад-дина о том, что тикины соседственны-родственны найманам, но – не найманы. А кто прямой родич для сегиз-огузов – только тогуз-огузы…

Итак, по итогам выходит так, что тюркский род тикин был присоединен к тюркам под управление онгутскому князю Алакушу. Но династическая значимость правящих кланов тикинов (как и онгутов) сохранялась. Рашид ад-Дин засвидетельствовал, что когда «Чингиз-хан присоединил то племя тикин к племени онгут», то в дальнейшем «Он брал для своего рода девушек племени тикин и давал [их] также эмирам [племени] онгут».

Онгутские роды и наследники онгутов

Исходя из вышеизложенного, мы видим, что онгуты представляли собой сложное формирование, состоящее из нескольких родовых групп: 1) хунны рода Чуюэ-Чигиль; 2) тюркуты; 3) «иньшаньские татары»; 4) уйгуры; 5) тикины. Несомненно, что первые две группы составляли шатоский костяк онгутов, из которых происходил правящий клан Алакуша.

Клан Алакуша тоже был тегинским, то есть весьма знатным, и потому неспроста к нему Чингисхан и присоединил тикинов. Как бы, тюрков к тюркам. Однако тут же возникает вопрос. Как правило, Чингисхан разъединял сильные роды, и лишь некоторым впоследствии разрешил воссоединиться. Но тикинов присоединил к алакушевским тегинам как родственников?! Или поставил их под контроль своего побратима?! Последнее больше похоже на истину, ведь издавна так и было, что принцев ставят под контроль гвардии.

Итак, онгуты сыграли выдающуюся роль в становлении империи Чингисхана, а также в Джучиевом улусе (собственно, чему будет посвящено отдельное исследование), а пока вопрос: где же сейчас, собственно, сами онгуты Золотой орды?! Мы обнаруживаем их родовые группы в составе тюрков: род унгут племени жаппас алшынского союза Байулы (о чем мы поговорим в последующем), род онгит племени буркит из етисанов караногайцев, башкирский род ун, а также у монголоязычных народов.

Помимо этого, часть онгутских кланов изменила имена в ходе реформ войск Орды, когда ордынские роды были «переформатированы» и некоторые получили новые имена. Потому-то С.И. Джаксыбаев («Об этногенезе народа казахского») указал, что в XV-XVI вв. онгуты определены в составе дешти-кипчакских племен, а к числу их возможных потомков относят уаков. К потомкам онгутов прямо отнес уаков (называя их также уваками) знаток монгольской истории Кинаят Зардыхан.

Академик Алкей Маргулан также считал потомками онгутов – уаков и кереев. Кстати, не все работы великого академика переиздаются и не все оцифрованы. Поэтому некоторые его постулаты просто не нашли своего читателя. А ведь эта неисследованность наследия ученого, имевшего доступ к тем сведениям, о которых мы можем только догадываться, есть прямой укор науке. И это – та «целина», которая сокрыта от нас в уничтоженных или сокрытых большевиками архивах. Так что слово за молодыми учеными, ведь на одном только изучении его архива какой-нибудь аспирант мог бы создать и свое научное имя!

P.S. В следующей части цикла «Уаки» проекта «Turanian» статья о магии древних имен Тюркской Евразии, в которых оживает память о великих народах…

Рекомендуем

Пиксель для количества просмотров