УАКИ. Часть третья: память древних имен
В ПОИСКАХ КОРНЕЙ КАЗАХСКИХ РОДОВ

Bolatyn eldiń balasy birin biri: «Batyr!» der 

Имена народов и имена племен – это не просто реликтовые слова. Каждый, казалось бы, уже подзабытый, даже ветхозаветный антропоним продолжает жить и несет свою легенду, в которой зашифровано происхождение имени и его сокровенные смыслы.

Титульная память древних народов проходит через историю Степной Евразии как имена древних тюркских царей, тюркских племен и их родовых подразделений. Одно из таких исторических имен – Уаки.

Казахский род уак занимает особое положение в золотоордынской и казахской историографии. Само имя Уак принадлежит политической культуре Золотой орды, происходит из ее истории тохтамышевского времени. Ввиду этого имя этого рода – относительно молодое, что никак не отменяет древности его прародителей. Ведь нет в нашем народе рода без предка, а родовая память уаков – очень древняя. И как мы выяснили в предыдущих публикациях, древними предками уаков были имперские тюрки шато и онгуты чингисхановского времени.

Сразу скажем, что имя Уак вызывает интерес тем, что его синонимичные роды существуют только среди тюркских народов и только в золотоордынском ареале. И, действительно, одноименные казахам уаковцы представлены только среди прямых ордынских потомков: уак (увак) в составе ногайских кыпчаков и уактамгалы (увактамгалы) в составе узбекских найманов. Это прямо соотносит зарождение имени уаков к золотоордынскому суперэтносу и велико-кыпчакскому культурному ареалу.

Итак, первоназванность имени Уак в Тохтамышевское время свидетельствует о том, что имя Уак есть золотоордынская прерогатива.

Эмир, имя и улус Уак

Первоначально род уак в Золотой орде не фигурировал в числе 92 «кыпчакских родов» времен Узбек-хана. Но затем при Тохтамыш-хане этот улус проявился как мощная военная сила, причем возглавляемая высшим карачи-беком орды. Предводительство карачи-беком указывает на то, что этот улус был опорой ханской власти, его гвардейским подразделением. Карачи-беки и раньше фигурировали в орде еще со времен Джучи как предводители племенных объединений. Но после военно-административной реформы Узбек-хана племенные подразделения были раздроблены, раскассированы без учета родовых приоритетов. Войска были переформатированы в 92 ордынских полка (очевидно, тысячного состава). Эти полки в своей базовой основе, скорее всего, оставались родовыми, но были перемешаны, вне зависимости от племенного происхождения, сведены по четыре в 23 «межплеменные бригады», которые в свою очередь согласно еще джучиевой традиции составляли четыре улусные полевые армии, очевидно разного состава. 

Именно по результатам этой реформы некоторые «кирме» были поименованы по имени основного рода улуса, то есть какие-то роды, вошедшие в «отдельные бригады» и в улусы, изменили свои дореформенные имена. А некоторые вновь образованные получили имена возглавлявших их эмиров. И тогда онгуты и иже с ними стали именоваться уаками по имени «ближнего» карачи-эмира Тохтамыш-хана «седоголового вождя» Уака, сына Акбалтыра.

В эпосе «Едиге-батыр» упоминаются «ближние» эмиры хана Тохтамыша: «седоголовые вожди» Шуак (Чуак), сын Мунджира, и интересующий нас Уак, сын Акбалтыра. Исходя уже из самих имен главных эмиров, они согласно тюркской традиции называния братьев «перекликающимися» именами могли являться родственниками. Причем Уак был старшим братом, поскольку именно его имя стало названием целого племени. И судя по тому, что хан приглашал их в свой шатер и от них ждал совета, то Уак-эмир являлся одним из карачи-беков, в подчинении которого состояло прочие эмиры со своими смешанными родовыми подразделениями. И очевидно, что именно Уак и стал самоидентификацией и родовым именем одного из корпусных или гвардейских подразделений орды. Грубо говоря, на запрос: «Кто идет», – отвечали: «Уак»!

Зачастую так и случалось в истории: тот же имперский суперэтнос османы назывался по имени основателя династии… О такой же именной традиции в истории Золотой орды говорится в «Шаджарат ал-Атрак» («Родословная Тюрков»):

А когда каждого из тех людей, которые вместе с… Султан-Мухаммед-Узбек-ханом выступили в поход и шли (в Мавераннахр), спрашивали, кто эти идущие, то они избирали (для ответа) имя предводителя и царя своего, которое было Узбек. По этой причине с того времени пришедшие люди стали называться узбеками…

А вот как это бывало с племенами. Согласно В.П. Юдину («О родоплеменном составе могулов Могулистана и Могулии…»): могульский хан «Туглук-Тимур возвеличил тех лиц, которые помогали ему в пути; от них пошли новые могульские племена». Так, например, «аймак Канглы» при могульском хане Туглук-Тимуре был переименован в «Бекчик», однако после воссоединения с казахами племя возродило свое исконное наименование канлы.

Расшифровка имени Уак – титул и сакрализация

Существуют интересные гипотезы о происхождении имени Уак, связывающие его с огузским племенем «йива, йивак» (что требует дополнительного изучения) или с именем Атсыз ибн Уак ал-Хорезми, в 1076 году взявшего Дамаск. И к сему вопрос: «уак» – это тюркизм, калькированный на «йивак», или же это арабизм?! В качестве ремарки упомянем здесь тюменского хана Ибак-хана, по имени которого возникает вопрос к лингвистам, возможен ли «диалектальный» переход ибак–ивак–увак–уак.

Кроме того, имеется простонародное объяснение этнонима «уак» как «усак» («мелочь, остаток»). Это объяснение даже на мой нелингвистический взгляд никак не совпадает с именем «Уак» и сводится к принижению (недооценке) своих же казахских братьев. К сему напоминаю: Bolatyn eldiń balasy birin biri «Batyr» der.

Тем не менее, разберем и это объяснение. Согласно объективным данным, а именно, рапорту генерал-поручика И. Шпрингера по состоянию на 1770 год: В «Увакской волости имеетца киргисцов мужеска полу… которыя действительно службу исправлять могут до пяти тысяч человек…». В то же время мы располагаем данными батыра Букенбая и А. Тевкелева на сопоставимый период времени, а именно на 1750 год о том, что Средняя орда казахов могла выставить порядка тридцати тысяч войска. Тем самым, каждый шестой воин Средней орды, состоящей из шести родов, был уаковец. Ну какой же тут «усак»!?

А теперь вернемся к новообразованному роду и его имени «уак». Оно возникло в связи с реформой орды при Узбек-хане, проведшем в орде реорганизацию родовых войск в территориальные формирования. Эту реформу Узбек-хан провел наряду с фундаментальной мусульманизацией всей жизни и самих природных имен орды?! И также обратим внимание на то, что «уак» в переводе с арабского означает «защитник» (араб. «уакина»). Такая этимология как бы сигнализирует, что уаки – защитники ставки, гвардейский тумен?!

Помимо такой этимологии, в слове «уак» выявляется также некое закодированное послание. Есть необъяснимое простонародным «усаком» созвучие имени «Уак» и святого для каждого казаха понятия «Аруак»! Аруак как термин даже поверхностно не расчленяется как «ару»+«ак» (красивый белый!?). Тут скорее угадывается «ар»+»уак» («благородный хранитель-защитник»)!

Ергенекты

Еще одно зашифрованное послание от предков сокрыто в имени уакского подразделения ергенекты. Одноименное подразделение имеется и у казахских найманов. Кроме того, помимо уакских и найманских ергенекты, согласно шежире от К. Батишулы, род иргенекти есть среди четырех сыновей Уйсуна, сына Акарыса (журнал «Айкап» за 1911 год, № 1). И это историческая загадка, ведь, согласно алашевцу, такой род был в Большой орде, а в современном шежире его нет?! Но сейчас и спросить не у кого, ведь старейшины-шежиреши были уничтожены советской властью, наряду со всей казахской элитой.

У казахских ергенекты есть сородичи и среди других племен золотоордынского ареала: род эргенекли в составе ногайских кипчаков, род ирганаклы в составе узбекских уйшунов, род ергенеклы в составе узбекского племени юз (иргеначлык-юз). У имени «Уак» опять же подтверждается золотоордынский ареал жизненного проявления!

И если убрать суффиксы, то мы видим, что корневым словом для родового имени является «ергенек». В этом корневом слове явно сокрыто закодированное послание от предков: налицо связь терминов и понятийных феноменов Тюркской цивилизации сознания и их понимания в связке: «ергенек-ты»–«ергене(к)-кон». Тут мы выходим на корневое слово «ергенек» – «дверь», тогда как термин «кон» («коне») означает исконный, исходный, древний (становище). Тогда «ергене(к)» и «кон(е)» вкупе дают словосочетание «исконные (исходные, древние) двери-врата» («исконное становище»)?! Исходя из этого, родовое наименование «ергенекты» можно истолковать как параллельное (возможно, табуированное), но собственно тюркское название выходцев из древних (Железных) врат (горных теснин), перешедшее в наименование стражников Древних врат (древней стены), калькированное в онгут! Тогда логично, что, возможно, при полутюркской династии Тан племя носило тюркское имя «ергенекты», которое при Цзинь было калькировано на чжурчженьский лад в «онгут»

И тут интересна одна мысль: род ергенекты зафиксирован, помимо ногайских кипчаков и узбекских уйшунов и юзов, сразу у двух казахских племен (этносов): у уаков и найманов. Причем и те, и другие расселены в Прииртышье и Большом Алтае (былом Тюменско-Сибирском ханстве – последнем улусе хана Тохтамыша). Получается, там и расположен коренной ергенектинский Юрт, на который до последнего момента опирался свергнутый ордынский хан?! Возникает естественный вопрос, а откуда они там появились: возможно, они там и располагался со времен кимаков. И в качестве рабочей гипотезы предполагаю, что воины-Хранители, да еще из родственного Чингисхану клана, расселились там после похорон кагана, но род разделился между двумя племенами: уаками и найманами?!

И тут необходимо ответить еще на один вопрос. Все казахские (и тюркские) племена в большинстве являются сложносоставными. Так, например, у тех же найманов обнаружены разные гаплогруппы. Это объяснимо тем, что средневековые найманы образовали самое сильное, то есть самое многочисленное ханство Монголии. Это же говорит о том, что с древности найманы составляли не один род, а федерацию нескольких родов. И для ответа на вопрос о праотце уакских и найманских ергенекты необходимы обширные исследования, причем, не по родам-племенам, а по их подродам. Этот вопрос пока оставим генетикам, надеясь на их более масштабные исследования, в которых требуются гораздо более многочисленные выборки именно по подродам, порядка 50-100 образцов по всем подродам?!

И возвращаясь к тому, что специальный отряд воинов был расквартирован поблизости его могилы… Кому же еще доверить охрану священного захоронения, как не Хранителям Врат, наследным хранителям Стены: потомкам шато и онгутов…

Между прочим, там же находится один из трех проходов из Западного в Восточный Туркестан, главный из которых – Джунгарские ворота – гораздо южнее. А вот эти проходы через Алтайские горы – труднодоступные перевалы Бурхат, Акколь, Карсулу, через которые еще нужно перейти (пробиться). И там же может находиться Ергенекон, та самая легендарная Железная гора с пещерой, из которой вышли тюркуты, и та гора, которую позднее растопили предки Чингисхана… И к которой он, возможно, и вернулся?!

Священный Ергенекон

Как известно по источникам монголоведения, Чингисхан считал свой род вышедшим из Эргунэ-куна, который по правилам современного монгольского языка расшифровывается как «крутой косогор». Относительно недавно возникла и такая тюркская трактовка термина: «Үркін күн (Ürkün kün) – время массового беспорядочного бегства», что в принципе соответствует описанию Рашид-ад-Дина:

У того племени, которое в древности называли монгол, случилось распря с другими тюркскими племенами… Над монголами одержали верх другие племена и учинили такое избиение (среди) них, что (в живых) осталось не более двух мужчин и двух женщин. Эти две семьи в страхе перед врагом бежали в недоступную местность.

Собственно говоря, чингисхановская легенда повторяет древнетюркский сюжет Ашина. Есть два различия в легендах. Первое формально-численное различие чингисхановской легенды от древнетюркской легенды состоит в том, что в Ергенеконе укрылись не две семьи, а 10 потомков мальчика Ашина и волчицы. Второе различие заключается в олегендаренном способе выхода из укрытия: плавильщики-кузнецы Ашина вышли из пещеры, а нируны расплавили гору. А вот самая главная разница этих двух легенд состоит в том, что древнетюркская легенда старше чингисхановской более чем на полтысячи лет! Так кто кого «родил»?!

Древность тюркской легенды удостоверяется летописными источниками, согласно которым тюркутов из Ергенекона вывел вполне исторический персонаж князь Асянь-шад. С момента своего выхода из Ергенекона тюркуты Ашина создали вполне верифицированную историю Евразии. А произошли тюркуты от хуннов, и «породили» они шато, и породили шатосцы онгутов, а от тюрков-онгутов произошли многие тюрко-монгольские племена …

Ергенекон тюрков остается культурно первородным для кочевнической цивилизации Евразии, он удостоверяет древнюю память великих народов хунну и тюркутов. Ергенекон запечатлен в культуре и в душах тюрков. Более того, Ергенекон – это библия тюркского народа. Собственно, он есть легендарная, но классическая фиксация первородного культурно-цивилизационного импульса, породившего тюркскую историю. И этот Ергенекон есть исходная точка для ментальной сборки всего суперэтноса.

Именные обереги казахских родов

Казахи говорят: «Каждый казах – единственный мой»! Продолжая эту мысль, надо сказать, что и каждый казахский род – «единственный мой» и даже бесценный.

В наших именах собственных и фамильно-родовых зашифрованы имена-обереги, данные нам от родителей и фамильных предков. Соответственно, в названиях наших родов и племен зашифрованы благословения наших пращуров. Эти имена хранят сакральные смыслы древней Евразии тюрков. Почти в каждом родовом имени тюркского Турана хранится память ста поколений предков, которые боролись и умерли для того, чтобы сегодня жили мы – Тюрки!

В каждом человеке заложена родовая и кармическая память. Каждый индивид передает ее своим потомкам как родовую программу. Поэтому нельзя порочить родовое имя недостойными делами. Только благими делами и мыслями можно заслужить родовое благословение!

Каждый казах – это не только имя личное или фамильное. Казах – это древняя память ста поколений предков, хранящаяся в родовых именах. Это – не просто тотем или родовой уран, это – Аруах предков и космическая энергия мирового информационного пространства, сформированного за все время жизни человеческой цивилизации сознания, в котором есть и наша уникальная матрица имен, смыслов, эгрегоров. И в этой матрице нет казаха – без аруаха, а без Аруаха – нет казаха!

P.S. В следующей части цикла «Уаки» проекта «Turanian» исследование вопроса об истории войска Золотой орды…

    Пиксель для количества просмотров