Как в Таразе пробуют расшевелить отечественную модную индустрию
МОДНЫЙ КРАЙ

В Таразе завершился I Национальный конкурс дизайнеров одежды в стиле неофольклор среди студентов колледжей Казахстана.

Будущее отечественной моды, по мнению молодых дизайнеров, это казахский орнамент на прозрачных пластиковых плащах, и он же – поверх традиционной европейской ткани в клетку. А не только войлок и платья с оборками.

К слову, именно эту коллекцию, где завитки наших национальных узоров «подружились» с желто-черной клетчатой тканью, отметил президент американской телевизионной сети FNL Network Рокко Лео Галиоти – он был в составе жюри.

«Лучшая идея при создании коллекции» – так называется номинация, в которой победила студентка Алматинского колледжа моды и дизайна Мадина Медеубай. А еще были награды за лучший творческий эскиз, оригинальное использование традиционных материалов, лучшее видео и т. д. – всех их вручили, пусть виртуально, известные специалисты в сфере моды из-за рубежа: от Италии до Таджикистана.

Такое мощное международное жюри собрал для конкурса «модных студентов» его основатель – известный дизайнер Айдархан Калиев.

– Потому что неофольклор существует не только у нас, – пояснил дизайнер. – И нам может быть интересен опыт друг друга.

– А насколько оказался интересен неофольклор современным студентам?

– Вопрос очень сложный и в то же время простой. Из 51 коллекции, представленной на конкурс, только четыре или пять соответствовали поставленной задаче. То есть только четверо или пятеро студентов правильно поняли, что такое неофольклор, и все они взяли призовые места.

– Почему задание оказалось таким трудным?

– Потому что у нас, у казахов, всегда крайности: или мы замечаем только крутые бренды – все эти «Гуччи», «Валентино», «Диоры», или мы надеваем саукеле с перьями. То есть из крайности в крайность. А неофольклор предполагает как раз золотую середину: современная одежда в национальном духе или, наоборот, национальная одежда с современной энергетикой – здесь уже каждый может выбрать для себя. И оказалось, что выбрать очень сложно, а еще сложнее – понять и почувствовать, что такое неофольклор. Поэтому хочется отметить обладательницу Гран-при Айдану Оразхан (Алматинский государственный колледж новых технологий). В ее коллекции были стеганые вещи на синтепоне, а стежка – это наше традиционное; грамотная кожаная аппликация; изящный орнамент, то есть хороший пример использования техники национального костюма. Были еще модели с кураком, созданные студентами из Мангистау: все в меру и все элегантно. Но, повторюсь, таких коллекций оказалось мало, а в большинстве своем войлок, саукеле с белыми перьями, костюмы батыров – ну как же у нас без них? Поэтому, отвечая на ваш вопрос об отношении современных студентов к неофольклору: если хотя бы один из тысячи серьезно заинтересуется этим направлением – уже будет здорово.

Айдархан Калиев признался, что, просматривая коллекции студентов «вдоль и поперек», он в очередной раз задумался о том, как много мы утратили. Сегодня мы не используем казахские узоры осознанно, как это делали наши предки: мы их беспорядочно «лепим». Мы не катаем войлок до состояния идеальной фактуры – мы используем грубый, даже в одежде. Готовя невесту, мы просто надеваем на нее подобие саукеле, не задумываясь о заложенном в этот головной убор смысле. И наконец (любимое!) упорно шьем платья с бесконечными оборками.

Выход один – «расшевелить» отечественную индустрию моды. Именно эта идея лежит в основе Национального конкурса дизайнеров в стиле неофольклор. Айдархан Калиев надеется, что если не этом году, то, возможно, через четыре-пять сезонов (при условии, что конкурс будет проводиться регулярно) цель, которую он поставил перед студенческим соревнованием, будет достигнута.

А эта цель – обогатить новыми идеями казахский неофольклор, стиль, который он сам создал много лет назад и пропагандирует во всем мире. Его бренд Aspara хорошо принимается как в Европе, так и в Азии, и так же хорошо носится: в отличие от чересчур экзотичной одежды из других восточных стран казахский неофольклор подкупает своей самобытной элегантностью и актуальностью – но в национальном духе.

Хороший пример для начинающих казахстанских дизайнеров и хорошая перспектива.

А пока четверо из них получили призовые места на I Национальном конкурсе дизайнеров одежды в стиле неофольклор среди студентов колледжей Казахстана, а вместе с ними – возможность бесплатного участия в международных Неделях моды.

Третье место – Еркежан Назарбаева (Колледж бизнеса и сервиса, Семей) покажет свою коллекцию на Tajikistan Fashion Week, Таджикистан. Второе место – Мухамед Шамилов (Колледж модельного искусства и бизнеса «Аспара», Тараз) – ASEAN International Digital Fashion Week, Сингапур. Первое место – Мариям Бекмурза (Колледж легкой промышленности и сервиса, Шымкент) – Marbella Fashion Week & Granada Fashion Week, Испания. И, как уже говорилось выше, Гран-при и участие в Aspara Fashion Week, Казахстан – у Айданы Оразхан (Алматинский государственный колледж новых технологий).

И, к слову, своей победой Айдана обеспечила городу Алматы возможность принять у себя следующий сезон Национального конкурса дизайнеров одежды в стиле неофольклор.

Первый конкурс был проведен управлением образования акимата Жамбылской области при поддержке Министерства образования и науки РК, Казахстанского института общественного развития «Рухани жангыру». 

    Пиксель для количества просмотров