Английский студент родом из Казахстана ищет инвестора для производства электромобилей

Альтаир РАСУЛ

МОЛОДО – «ЗЕЛЕНО»

Сделать машину абсолютно нового поколения, которая будет доступна по цене казахстанцам – мечта 23-летнего выпускника престижного английского машиностроительного университета Санжара Тайжана.

И это – не утопия. Парень просто дальновиден. Европа уже объявила о том, что с 2040 года намерена запретить продажи бензиновых и дизельных автомобилей, и с каждым годом все больше стран открывают программы, стимулирующие приобретение экологически чистых авто. Придут к этому и у нас в Казахстане. Понятно, что «сливки» снимет, тот, кто лучше подготовится.

Дорогой мечты

У Санжара, помимо диплома инженера-машиностроителя, есть команда, набор патентов и, что важнее, – глобальная мечта и энергия. Кроме того, по мнению Санжара, сегодня у него достаточно технических и управленческих компетенций. Опыт организации команды, подготовка к конкурсу Not-A-Boring Competition, организованным американским бизнесменом Илоном Маском, и выход в финал, в топ-12, дают ему право на такие утверждения.

Санжар Тайжан мечтает перевести все машины в Казахстане на электричество и тем самым спасти экологию. Почему бы и нет?

Я встретился с министром индустрии, показал ему прототип. Прототип мы изготовили в Шымкенте. Взяли старую машину и за неделю сделали из нее электромобиль. Стоимость переделки чуть более 700 тысяч тенге. Сейчас электрокар может преодолевать расстояние более 100 километров при хорошей погоде, однако потенциально мы можем увеличить расстояние до 500-600 километров. Заряжается автомобиль от обычной розетки напряжением 220 вольт, – рассказал молодой инженер и добавил: – Бейбут Бакирович поверил в меня, поддержал и это меня вдохновило.

Санжар, в первую очередь, мечтает электрифицировать общественный транспорт в нашей стране, и такси.

Но его главная цель на данный момент — создать первый казахстанский бренд электромобилей. 

Я верю, что в Казахстане возможны мега-проекты и вижу, что достаточно высококлассных инженеров и программистов для такого прорыва. Не нужно оглядываться на другие страны. Как бы пафосно это не звучало, мы – сильная страна и мы можем сделать так, чтобы весь мир смотрел именно на нас и говорил: «Какая страна! Какая территория! Какие проекты!» Это – идеальный путь для меня. Я знаю немало ребят-казахов, которые учатся и уже работают в других странах, прежде всего в Америке и Англии. Поверьте, они очень сильные. И если эти ребята подключатся к проектам здесь, в Казахстане, нужно предупредить весь мир, чтобы они держались, мы всех технологически удивим и перевернем. У нас есть этот потенциал! – считает Санжар, и, помолчав, добавляет: – Я думаю, что смогу принести пользу нашей стране, в том числе решить проблему с воздухом.

Компания Тайжана планирует сотрудничать с МИИР РК в поиске инвесторов для реализации проекта.

Да кто он такой, чтобы так мечтать?

Любовь к машинам у Санжара Тайжана проявилась еще в детстве. В школе учился хорошо, увлекала физика и математика. Но в девятом классе его жизнь изменилась кардинально. Изменила ее книга Эшли Вэнса «Илон Маск: Tesla, SpaceX и поиск фантастического будущего» о жизни знаменитого предпринимателя. Жизнь подростка обрела смысл, он загорелся инженерией.

Запали в душу слова Маска, который считает, что каждый из нас должен давать миру нечто новое в своей сфере, – говорит Санжар.

…В 2013 году Илон Маск рассказал миру о Hyperloop – технологии передвижения по трубопроводу с высокой скоростью. А в 2015-м, сославшись на то, что все ресурсы его компаний направлены на создание ракет и электромобилей, построил в Калифорнии полигон с трубопроводом и объявил турнир для студенческих команд Hyperloop Pod Competition.

Согласно условиям конкурса, задача команд – смоделировать капсулу, которая будет развивать максимальную скорость и сможет останавливаться в конце пути. Побеждает команда, чья капсула разгонится быстрее всех.

Так у Санжара появилась цель: сделать все, чтобы попасть на эти соревнования. С этой мыслью он ложился и вставал.

После РФМШ, которую молодой человек окончил в 2015 году с грамотой «Гордость школы», Санжар стал лучшим студентом на подготовительном курсе в Bellerbys College в Кембридже. Отличные результаты по программе дали возможность подать документы на обучение в ведущие университеты мира. Санжар выбрал University Of Warwick – один из лучших по обучению специалистов в области машиностроения, входящий в топ-10 вузов Великобритании. Университет имеет лучший исследовательский центр во всей стране, самый крупный в своей сфере – Национальный центр инноваций в автомобилестроении (NAIC). Там, например, проводит исследования компания «Jaguar Land Rover».

Уже на первом курсе наш казахстанский студент собрал команду из 60 (!) человек и стал готовиться к соревнованиям. Ребята собрали капсулу, которая развивает скорость 500 км/ч за 11–12 секунд, в 2019 году вышли в полуфинал турнира, в топ-35 команд (было подано свыше 1 600 заявок), но увы, не прошли в финал. 

Однако команда не распалась. Разработкой студентов заинтересовались правительственные структуры Великобритании, которые занимаются продвижением технологий. Также компании, которые их поддерживали во время подготовки к соревнованиям, проявили заинтересованность в строительстве тестового трека Hyperloop возле университета Warwick. Если испытания пройдут успешно, технологию будут монетизировать.

Удивляться не стоит, двигатель прогресса – экономика. Англия на строительство одной мили высокоскоростной железной дороги тратит 159 млн фунтов стерлингов, а миля Hyperloop, по расчетам, обходится втрое дешевле – в 50–60 млн. Мировые производители товаров также заинтересованы в новой технологии, ведь доставка сокращается в разы.

По большому счету сейчас есть два пути развития наземной транспортировки: Hyperloop и поезда на магнитной подушке, которые уже используются в Японии. Я пришел к выводу, что наши представления о перемещениях способен изменить именно Hyperloop. В трубопроводе можно будет развивать даже сверхзвуковую скорость, то есть выше 1 191 км/ч, – уверен Санжар.

После проигрыша на конкурсе Санжар не стал унывать, а собрал в Англии новую команду из 30 студентов, получившую название The Warwick Boring, которая создала 3D-прототип бура, что прокладывает туннели для вакуумного поезда и электрических машин быстрее и эффективнее существующих. Это еще одно направление конкурса Not-A-Boring Competition, который проводит Илон Маск. И 11 февраля ребята получили сообщение о том, что они прошли в финал этого конкурса. Детская мечта Санжара сбудется – он лично познакомится с эксцентричным инженером и миллиардером!

Однако английская команда не имеет никакого отношения к казахстанскому проекту молодого инженера. Здесь он нашел не менее талантливых ребят.  

Итак, что мы имеем. Санжар знает электродвигатели, их лучшее соотношение мощности и веса. Санжар знает толк в батареях, ведь в университете он специализировался на усовершенствовании литий-ионных аккумуляторов и его проект, позволяющий предсказывать деградацию батарей, даже признан «Лучшей инновацией» среди проектов британских студентов, а сам проект – «Лучшим студенческим проектом 2020 года» в Англии. Одна из его идей стала «историей успеха» в компании Jaguar Land Rover и будет использоваться в новых версиях автомобиля «Ягуар». В команде Warwick Hyperloop он был не только идейным вдохновителем, но также работал главным инженером. Так что таланты у парня, в том числе и управленческие, – выше всяких похвал.

Остались еще скептики, которые думают, что молодой предприниматель не потянет воплощение своей идеи по созданию первого казахстанского бренда электромобилей?

Рецепт успеха от Санжара

Нужно верить в свою мечту, не жалеть себя и работать. По 80 часов в неделю. Илон Маск говорит, что нужно работать 100 часов в неделю, но я пока так не могу. Может смогу, когда встану взрослее… Не знаю. Сейчас уверен в одном: нужно не жалеть себя, опустить голову и работать. Это самый лучший вариант достижения успеха. Удача, конечно, нужна, но когда много работаешь, не слушаешь критиков и веришь в себя, случается магия. И эту магию я почувствовал, – говорит Санжар Тайжан.

Рекомендуем

Пиксель для количества просмотров