Даже гуманитария можно научить работе с роботами

Ярослав РАЗУМОВ
kidsvisitor.com

РОБОТЫ НАСТУПАЮТ!

Стоит ли ребенка с гуманитарным складом ума отдавать на курсы робототехники? Почему средний уровень обучения этой дисциплине в Казахстане довольно низок? Об этом корреспондент «ЭК» побеседовал с двумя экспертами – Александром Лесковым и Александром Котовым, руководителями клуба робототехники в Таразе.

Успешный образовательный проект по сложной дисциплине, который состоялся не в самых крупных городах – большая редкость. Как правило, профессионалы стремятся реализовать свой потенциал в городах-миллионниках. История двух Александров – исключение. За пять лет существования основанного ими клуба они воспитали ребят, которые поступали в ведущие технические вузы, занимали призовые места на республиканском конкурсе научных проектов.

Когда началась пандемия, в клубе стали искать эффективную платформу, чтобы вести занятия онлайн. Обратились в европейскую технологическую компанию, но поняли – не потянут по цене. Однако европейцы, ознакомившись с программой обучения в клубе, предоставили бесплатный доступ к своим ресурсам. И заметили: клубная программа соответствует уровню колледжа.

В чем секрет успеха таразского клуба? Секрета нет, говорит его создатель Александр Лесков, есть анализ ошибок государственной школы.

У детей, которые учат в школе физику и программирование, возникает вопрос: а зачем это? Где эти знания можно применить? Такой возможности в школе нет, и знания остаются, в общем-то, абстракцией, – говорит создатель и руководитель клуба Александр Лесков. – А мы такую возможность даем. У нас школьники создают проекты, которые в жизни показывают, как теория работает. Надо, чтобы ребенок не просто знал из книги, как работает датчик температуры или идет по проводнику ток, а мог объяснить это, взяв любой прибор в руки. Мало заучить законы Ома, наша задача – научить ребенка думать.

Робототехника введена в школьный курс информатики, но в чем проблема школьного обучения? Александр Котов считает, что сложности начинаются с материально-технического оснащения. В обычных школах в одном классе учатся 30 детей, и на них приходится примерно 10 наборов «Лего» и 20 Arduino. Этого мало, а урок длится всего 40 минут.

В некоторых школах учителя понимают, что в программе мало времени на робототехнику, и создают кружки по ней, – говорит Александр Котов. – И тут возникает другая проблема: ведут-то их обычные учителя, которые могут не знать, например, что такое контроллер. Был случай, когда учитель на мой вопрос, что такое светодиод, ответил, что это лампочка. В школах еще, как правило, не обновляется материально-техническая база, а в робототехнике так нельзя.

Начинаются все проблемы в этой сфере с того, считает он, что в вузах будущие учителя не получают практических навыков. Сам Александр, бывает, снимает запчасти со своего автомобиля, чтобы детям показывать, что как работает. И вот эффект: был случай, когда у отца одного из его учеников на автомобиле постоянно были завышены обороты и в причине разобраться не могли. Сын, семиклассник, сказал: датчик температуры надо поменять. Оказалось, что проблема действительно была в этом.

В клубе всю работу ребята делают сами. Сами формулируют задачу, составляют список необходимых материалов, ищут их, рисуют схемы, пишут программы и алгоритм работы создаваемого устройства. Ученики клуба из школьников «горят» все, но по-разному. Один мальчик ходил на занятия не восемь раз в месяц, как все, а каждый учебный день. И к концу шестого класса мог легко создать полноценную программу для прибора на 500–600 строк.

Так стоит ли приводить учиться робототехнике ребенка-гуманитария? Александр Лесков отвечает на это так:

Когда мы по ходу занятий обнаруживаем, что ученик явный гуманитарий, то сразу говорим об этом родителям. Дальше решение за ними, и кто-то забирает ребенка и отдает на другие курсы и кружки, а кто-то продолжает водить к нам. Да, эти дети, наверное, не совершат в робототехнике открытия, но эффект от занятий будет. Такие занятия помогают расширить и систематизировать знания, эффективно выстроить систему мышления, воспитывают аналитические навыки. Все это очень нужно в позиционировании себя на рынке труда уже сегодня и тем более пригодится в будущем.

Рекомендуем

Пиксель для количества просмотров