Как казахстанская IT-разработка борется с коронавирусом

Альтаир РАСУЛ
(с) ЭК / Валерий КАЛИЕВ

СПАСЕНИЕ РЯДОВОГО ДОКТОРА

По последним данным, 30% от общего числа всех заболевших коронавирусом в Казахстане – это медицинские работники. Для сравнения: во всем мире, согласно данным ВОЗ, доля заболевших медиков – около 16%.

Когда есть контакт

Китайские медики выяснили, что самой большой ошибкой при лечении коронавируса является прямой контакт с больными на фоне недостаточной защищенности медработников, которые ухаживают за пациентами.

Ситуация осложняется тем, что у некоторых зараженных сначала возникают только легкие симптомы (или они совсем не проявляются), поэтому больные бессознательно распространяют вирус среди других людей. Несмотря на плачевный опыт китайских врачей, эта ошибка повторяется снова и снова, и тысячи медицинских работников по всему миру заражаются в первые недели борьбы с опасным вирусом.

С начала эпидемии в казахстанских поликлиниках, где были зарегистрированы случаи заражения, в неделю фиксировалось до 10 вспышек внутрибольничных инфекций, переданных путем прямого длительного контакта персонала с инфицированными пациентами. К 1 мая в Казахстане было выявлено 820 случаев заболевания коронавирусной инфекцией среди медицинского персонала, что на тот момент составляло почти треть от общего числа заболевших. Многие из них непосредственно контактировали с лицами с подозрением на коронавирусную инфекцию или уже заболевшими.

Каков же выход? Наверное, этот вопрос задает себе не один врач. Инфицированным пациентам должна быть оказана необходимая медицинская помощь для облегчения и снятия симптомов, а лицам с тяжелыми формами заболевания должна обеспечиваться надлежащая поддерживающая терапия.

Неожиданное решение проблемы предложили казахстанские IT-специалисты – разработанную ими несколько лет назад медицинскую систему быстрого реагирования SOS.

Как это работает?

В приемном покое и других местах большого скопления людей в медицинских учреждениях устанавливается пульт экстренного реагирования, а профильным специалистам выдаются специальные гаджеты с функцией экстренного вызова врачей. Когда в клинику поступает пациент со скорой помощи с предварительным диагнозом, медсестра отправляет вызовы всем необходимым специалистам именно на этот девайс. После ответа включается режим конференц-связи, и врачи могут узнать все подробности и, соответственно, сказать персоналу, какое медицинское оборудование и препараты необходимо подготовить. Таким образом, время оказания первой медицинской помощи сокращается до пяти, а в некоторых случаях – и до двух-трех минут.

Инновационная медицинская система реагирования при экстренных состояниях SOS была запущена в Казахстане в 2014 году. На сегодня ею оснащены 173 медицинских учреждения. За все время применения системы обработано более 319 128 вызовов, в том числе 201 491 экстренных.

Как новые реалии стали вызовом

То есть система SOS была создана для управления рисками и безопасностью пациентов. Но так получилось, что сегодня, в условиях пандемии, она заботится и о здоровье медицинского персонала.

Работа сервиса была проверена в условиях распространения эпидемии на базе Жанакорганской межрайонной больницы (главный врач Я.К. Шорабаев) и на базе многопрофильной детской больницы № 1 города Нур-Султан (главный врач Л.Г. Павловец). К тому времени в детской больнице уже были выявлены несколько случаев заражения вирусной инфекцией и организованы отдельные палаты для лечения больных.

Итоги исследования методом апробации показали, что за исследуемый период в этих медицинских организациях не было выявлено ни одного нового случая заражения вирусом COVID-19 среди медицинского персонала.

Благодаря дистанционному общению при помощи мобильной системы SOS количество прямых контактов врача с пациентами внутри поликлиники было сокращено на 30-40%, то есть почти вдвое снизился риск заражения в результате длительных контактов медработников с инфицированными больными. При этом качество обслуживания, лечения и степень удовлетворенности пациентов только повысилось.

Сегодня система проходит «испытание на прочность» и в других поликлиниках.

Каким образом система SOS помогает в борьбе с коронавирусом?

Во-первых, система связывает пациента и медработника посредством дистанционной связи, позволяя избежать прямого контакта доктора с потенциальным носителем инфекции.

Во-вторых, система обеспечивает быстрое реагирование врача на больных в критическом состоянии или больных, которым нужна экстренная медицинская помощь. Тревожный сигнал поступает в течение восьми секунд, независимо от местонахождения медицинского персонала.

Оценивая работу системы SOS в поликлинике № 2 в Семее, Рая Кенесовна Рыспаева, врач, аккредитованный независимый эксперт Министерства здравоохранения РК, сделала такой вывод:

Программа SOS позволяет минимизировать риск контакта и заражения при коронавирусной инфекции, оперативно и командно оказывать медицинскую помощь при внештатных ситуациях, проводить сортировку пациентов с симптомами ОРВИ и пневмонии, и повышенной температурой.

Сегодня в планах у разработчиков системы SOS, компании «Vienna» – мобильное приложение SOS-COVID 19, благодаря которому каждый человек сможет пройти тест на определение симптомов коронавируса, составленный опытными врачами-инфекционистами, отправить запись кашля врачу, получить удаленную консультацию, в случае ухудшения состояния вызвать скорую помощь прямо из приложения и т. д. И – пока вы не успели спросить – это мобильное приложение будет бесплатным.

Рекомендуем

Пиксель для количества просмотров