Флот пассажирских робокатеров планируют создать для Амстердама

Марат УСМАНОВ

ПЕРЕЙТИ РОБИКОН

Всемирная гонка за освоение беспилотных средств транспорта и доставки перекинулась и на водные пространства, сообщает портал WEF (Всемирного Экономического Форума). Амстердам может стать первым городом планеты, по водам которого начнут сновать роботизированные катера-такси и плавучие дроны-доставки.

Разработкой флота автономных плавсредств для столицы Нидерландов в сотрудничестве с Амстердамским институтом передовых городских решений занимаются две лаборатории Массачусетского технологического института: CSAIL (Лаборатория компьютерных наук и искусственного интеллекта) и Senseable City Lab.

Мы разрабатываем флот роботов, которые смогут доставлять людей и товары, а также объединяться с другими роботами, чтобы формировать ряд автономных платформ для решения различных задач на воде, – поясняет профессор Массачусетского технологического института (MIT) и директор CSAIL Даниела Рус.

Еще в 2016 году исследователи MIT протестировали прототип, который был способен передвигаться в любую сторону по поверхности воды, но только в рамках заранее запрограммированного водного маршрута. Год назад роботов модернизировали: теперь они способны собираться в сложные модульные конструкции – более крупные катера и транспортные платформы.

Первоначальные прототипы роболодок были небольшими и способными перевозить лишь небольшие грузы. О том, чтобы усадить на борт и доставить человека-пассажира, поначалу речь не шла. Теперь же на воду спущен новый образец водного дрона под названием Roboat II – длиной в два метра, предназначенный для перевозки габаритных грузов и людей.

Roboat II перемещается автономно с помощью алгоритмов, подобных тем, что используются в беспилотных автомобилях, но теперь они адаптированы для воды, – говорит Даниела Рус.

Уточняется, что алгоритмы Roboat II уже прошли тестирование на каналах Амстердама: через три часа путешествия в автономном режиме робот вернулся на заданную точку, промахнувшись всего на 17 сантиметров.

Разработка автономной лодочной системы, способной к точному картированию, надежному управлению и транспортировке людей, является важным шагом на пути к созданию полноценной роботизированной лодки, – поясняет участник проекта Roboat II Вэй Ван. – Мы также надеемся, что в конечном итоге это будет внедрено в другие лодки, чтобы сделать их автономными.

Всего в программе исследований MIT фигурируют три вида водных роботов. Roboat – размером в один метр, способный объединяться с другими лодками этой серии в сложные платформы или построения. Roboat II – двухметровый робот-лодка, и плюс третья партия дронов, которая сейчас строится в Амстердаме и станет самой большой в серии – четыре метра, и с расчетом на перевозку от четырех до шести пассажиров.

Исследователи поясняют, что команда работает над разработкой максимально эффективных алгоритмов планирования, чтобы позволить судам справляться со сложными сценариями навигации, применяя активное обнаружение и идентификацию объектов для улучшения понимания роботом окружающей среды. Также неоходимо учитывать оценку дополнительных факторов, таких как течения и волны, для повышения эффективности работы рободронов.

В будущем команда планирует использовать машинное обучение для оценки (онлайн) ключевых параметров роботов, что позволило бы адаптивно изменять структуру строя робокатеров или составной робоконструкции при размещении на ней объектов. Сроки завершения проекта в целом пока не оглашаются. Сейчас ученые планируют вывести свои детища на открытые водные пространства, чтобы протестировать их работу в реальных и жестких условиях: с волнами, штормами и течениями.

ЭК – 100 лет! Пора отправить видеопоздравление...

Рекомендуем

Пиксель для количества просмотров